Лучшие и худшие учебники по английскому языку

Лучшие учебники по английскому языку В этой статье мы рассмотрим лучшие и худшие учебники по английскому языку. Обзор учебников по английскому для детей вы найдете в конце статьи, а мы начнем разговор про учебники по английскому языку, по которым сейчас занимаются дети в российских школах. Сначала хотелось бы отметить просто хорошие учебники, по которым вполне можно учиться. Это, конечно, не все учебники, а только те, с которыми мне пришлось познакомиться по ходу работы в «системе образования».

Учебники по английскому языку (обзор)

Теперь переходим к главному, а именно, какие же школьные учебники по английскому языку являются лучшими и худшими на настоящий момент. Это вопрос и ответьте на него, пожалуйста, пока не стали читать дальше. А вдруг наше мнение совпадет?

1. Лучшие школьные учебники по английскому языку

Итак, я совершенно убеждена, что лучшим учебником по английскому языку для преподавания в школе является УМК для спецшкол авторов

  • И.Н. Верещагина, Т.А. Притыкина — English 2,3,
  • И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева — English 4,5
  • О.В. Афанасьева, И.В. Михеева — English 6,7,8,9,10,11
Эти учебники отличает любовь к детям, вдумчивые тексты, методическая подача нового материала, как лексического, так и грамматического, огромное количество интереснейших текстов по страноведению, песни, вдохновляющие к изучению английского языка, и отличная подборка разговорных выражений.

Эти учебники совершенно не устарели и прекрасно готовят к ЕГЭ. Дети, которые занимаются по этим учебникам в школах, не только отлично знают английский язык, но и сдают ЕГЭ на 100 баллов. Просто суперучебники! Огромное спасибо авторам за то, что имела удовольствие работать по таким учебникам.

* * *

2. Худшие школьные учебники по английскому языку

На мой взгляд, «Английский в фокусе» («Spotlight«) для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы Ваулина Ю.Е., О. Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс) — худшие учебники английского языка. И самое печальное то, что в настоящее время они являются основными учебниками в большинстве российских школ. Так, например, в довольно-таки «продвинутой с точки зрения английского языка» школе №2009 (Южное Бутово)  учителя преподают по этим учебникам во всех классах. Так как я на данный момент уже не являюсь частью системы под названием «школа», то недоумеваю, зачем??? Видимо, рекомендованы министерством образования. Куда же оно, это образование, катится?

Совет родителям: если ваш ребенок занимается в школе по учебникам Spotlight и вы хотите, чтобы он знал английский язык, поскорее нанимайте репетитора.

Из видимых, на первый взгляд, недостатков УМК «Spotlight» можно отметить сложные и неинтересные тексты, обилие редко встречающихся слов, рекомендуемых для изучения, отсутствие подобранного и систематизированного лексического материала, отсутствие продуманных грамматических упражнений, и др. Такое впечатление, что все упражнения сделаны для галочки — налицо полное отсутствие «методики». Кстати, последней каплей, которая и побудила меня написать эту статью, было то, что я увидела в учебнике для седьмого класса (Spotlight 7) лексику учебника 10 класса для спецщкол. А ведь учителя заставляют детей учить  такие слова, при этом как устно, так и письменно. Прихожу в ужас от такой бездумной и напрасной траты «детского» времени и сил.

* * *

А вот небольшой список учебников от российских издательств, по которым вполне можно учиться:

  1. «Английский с удовольствием / Enjoy English». Авторы Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н.  (в новой редакции)
  2. «New Millennium English”. Автор Деревянко Н.Н и др.
  3. «УМК English 2-11». Автор Кузовлев В.П., Лапа Н. М., Перегудова Э. Ш.

На этом все про школьные учебники. Надеюсь услышать мнение других преподавателей в комментариях. Далее немного про учебники английского языка для детей и родителей.


3. Учебники по английскому языку для детей

Из опыта преподавания могу сказать, что отличным учебником по английскому языку для детей с 3-x лет является учебник английского языка автора Валентины Скульте «Английский для детей». Данный учебник можно рекомендовать для изучения английского для детей с нуля под руководством родителя. Продуманная система подачи материала, картинки, интересные тексты не позволят ребенку заскучать. Постепенно автор выводит ребенка на чтение рассказов на английском языке. К учебнику прилагаются книга упражнений и пособие для родителей с разбором заданий, а также диск с аудиозаписями.

Дополнительно к этому учебнику основные правила английской грамматики в доступном для детей варианте вы найдете в моем пособии «Английская грамматика: просто о сложном» 

Автор проекта EnglishInn, Татьяна Набеева.

33 thoughts on “Лучшие и худшие учебники по английскому языку
  1. Татьяна says:

    Какое бы мнение об учебнике издательства «Просвещение» у вас или кого-то другого не было, все равно этот учебник будет самым «продаваемым» на территории России. Именно учебник Spotlight является самым массовым в России. Мы все понимаем — почему. Не лучше ли, если вы так не равнодушны, вместо того, чтобы писать свое мнение на своем же сайте, организовать какое-то сообщество недовольных учебниками Spotlight неравнодушных учителей? Есть у нас в России сообщество какое-то учителей? Или все учителя являются в своей работе самыми зависимыми от всякого «начальства», несамостоятельными, зажатыми рамками разных умк, фгосов,инструкций, инструкций, проверок и т.п. Спрашивается, если вы так запуганы, то вы таких же «рабов» и будете выращивать. И что же нас ждет впереди?

    • Татьяна Н. says:

      Да, абсолютно верно, учителя зависимы, несамостоятельны и т.п. Однако, это СИСТЕМА, а с ней бороться бесполезно. Я уже не преподаватель школы и, честно скажу, рада этому!

    • Елена П. says:

      Рабами или свободными детей выращивают в их собственных семьях. Не в детских садах или школах, совсем. А чтобы сломать и переделать образовательную систему, в этом должны быть заинтересованы родители школьников. В первую очередь. Пока родитель молчит, всё принимает и получается доволен, система не изменится. Родитель, это клиент для школы и его дети — потребители предоставляемых услуг. А учителей просто уволят, если они будут высказываться против системы. Очередь, чтобы работать в школе учителем, не стоит. Учителей гораздо меньше, чем родителей. Возмущение учителей — капля в море. Родители должны создавать независимые сообщества и противостоять образовательной системе, в интересах своих детей!

      • Татьяна Н. says:

        Здравствуйте, Елена!
        Вы преподаватель или родитель? Дело в том, что СИСТЕМЫ сейчас везде. Они неэффективны, занимаются не делом, а бюрократией (если правильно подобрала слово). В конкретном случае система образования НЕ занимается обучением детей. Вы правы, чтобы противостоять системе надо создавать сообщества. Может, они уже и есть, но это длительный процесс… Свои дети вырастут… А может просто выйти из системы, заниматься с репетиторами, самостоятельно по книгам… Если все будут выходить, а не бороться, СИСТЕМА сама отомрет…

    • Светлана says:

      Вы абсолютно правы. Учителя самые бесправные в нашей стране. Говорю так, потому что я учитель. Систему сломать невозможно, увы.

  2. Владимир says:

    Да, к сожалению в некотором роде Вы правы по поводу учебников Spotlight. Это безумное творение наших методистов, которые просто распотрошили два лучших умк «Set Sail» (Spotlight для начальной школы) и «Аccess» (Spotlight для среднего звена). Они скопировали оттуда упражнения не обращая внимания на уровень языка. Например из «Access 3» (уровень B1 — некоторые задания были размещены в учебниках для 6 класса). Я не могу понять, зачем нужно было делать копию уже существующих учебников, написанных прекрасными методистами? Кстати к учебникам «Аccess» есть workbook, grammar book, test booklet и даже «teacher’s resource pack». Созданы диски как для работы в классе, так и для работы дома. Имеется приложение для интерактивной доски. Все логично, хорошо отрабатывается и усваивается. Посмотрите эти учебники. И сравните, тот продукт, который выпустили под названием «Spotlight». Сама Jenny Dooley, называя свои учебники, ни разу не назвала «Spotlight» своим. Очень жаль, что в нашем издательстве так «поглумились» над хорошим УМК

    • Татьяна Н. says:

      Владимир, спасибо за Ваше мнение! Мне не приходилось работать по УМК «Set Sail» и «Access», но названия многообещающие. А то, что странные вещи происходят с нашими издательствами, как и с нашим образованием, неудивительно… Остается только сожалеть… и жалеть … учителей и детей, которые оказались в эпицентре глобального эксперимента.

  3. Людмила says:

    Уважаемая коллега! Полностью с Вами согласна по вопросу ЛУЧШИХ учебников Верещагина , Афанасьева и др. Очень жаль, что не ведётся преподавание по этим УМК! Я из Украины, много лет проработала по этим учебным пособиям в школах с углублённым изучением английского языка. И хочу выразить огоромную благодарность Авторам этих УМК! Хотя были периоды, когда нам запрещали уже тогда, много лет назад, использовать их в учебном процессе. Мы их использовали «нелегально»! Что уж говорить о сегодняшнем дне, на данном этапе, в условиях тотального «искоренения» всего российского! Очень печально!!

    • Татьяна Н. says:

      Спасибо за Ваше мнение, Людмила! Хотя я и ваша бывшая коллега, но глубоко сожалею о сложившейся ситуации в системе образования наших стран.

  4. Ксения says:

    Совершенно согласна с лучшими и худшими учебниками. Мне удалось опробовать их на себе как в качестве ученика, так и в качестве преподавателя.

    Spotlight — совершенно непонятная логика подбора заданий и лексики. В контрольных работах дают то, чего нет в учебнике. Порой такие словосочетания встречаются, что диву даешься. Сам учебник не утруждает себя разъяснением правил. Откуда дети должны это знать — непонятно.

    Еще одна особенность — отвратительный словарь, который идет по разделам. Как угадать, где и когда было пройдено слово? И это при том, что лексический материал не делится на четкие темы и дается совершенно хаотично.

    В итоге даже добросовестные ученики не способны хорошо выполнить контрольные работы. Готовятся к одному, а там совершенно другое. Каша в головах усугубляется обилием тем — в учебнике все и сразу. При этом качественно и основательно — ничего.

    • Татьяна Н. says:

      Ксения, спасибо за столь детальный отзыв! Почему до сих пор учителя не могут выбирать учебники, по которым можно «учить нормально»?!! Такое недоверие к учителю и «тотальный контроль» его со всех сторон усугубляет и без того сложную ситуацию в образовании. Не знаю, как по другим предметам, но с английским языком вот уже 10 лет творится что-то ужасное! Без репетитора никак не обойтись…

  5. Наталья Ивановна says:

    Полностью согласна с мнением об учебнике Spotlight. Очень сумбурный учебник. Ни грамматики, ни лексики. Одни слова, которые ученики, выучив их не умеют применять.

  6. Ученик says:

    Добрый день.

    Мне нужно в кратчайшие сроки повторить основы Английского языка. Поэтому я приобрел упомянутые вами учебники Биболетовой М. З. «Enjoy English» (с 7 по 11 класс), открыл и к своему ужасу увидел, что в них только текст (например, диалоги, исторические справки и так далее), а грамматики совсем нет!

    Я не учитель, поэтому не имею ни малейшего представления, как учат детей в современной Российской школе (когда я учился в 1990-х, то у нас учителей по многим предметам не хватало, чтобы хоть как-то исправить ситуацию директор нанимала за счет родителей каких-то репетиторов по одной — на целый класс). В связи с этим не могли бы рассказать по какому принципу сегодня строится учебный процесс: если в учебниках только тексты, тогда откуда ученики получают теоретические знания (грамматику)?

    Просмотрел множество пособий к УМК этого автора и единственное, что нашел — это «Грамматика английского языка. Книга для родителей: 7 класс. К учебнику Биболетовой М. З.». Только в ней изложено немного правил, больше нет нигде!

    Если же в учебниках по Английскому языку грамматики быть не должно, то посоветуйте, пожалуйста, хорошие книги именно по грамматике (теоретической части) чтобы опять не пришлось выбрасывать кучу денег на воздух.

    Спасибо.

    • Татьяна Н. says:

      Здравствуйте!
      А зачем вы приобретали эти учебники?? Они для учашихся школ, и упомянуты мною в контексте «хорошие учебники», а не лучшие. Однако все учебники, о которых я писала в этой статье для школьников. И к сожалению, во всех школьных учебниках, нет грамматики, потому что ее «объясняет» учитель. И именно поэтому я создавала этот сайт, чтобы эти самые ПРАВИЛА вы могли найти ЗДЕСЬ, а также упражнения, чтобы закрепить эти правила на практике. Просто занимайтесь на сайте и при этом бесплатно! Ответы можете прислать на проверку. Стоимость проверки оговаривается отдельно! Также можете приобрести мою книгу «Английская грамматика: просто о сложном», к которой как раз изложены именно ОСНОВЫ английской грамматики. Вот ссылка, чтобы ознакомиться и приобрести http://englishinn.ru/grammatika-angliyskogo-yazyika-dlya-detey-i-roditeley.html

  7. Березина Ирина Всеволодовна says:

    Я- учитель английского с 45 летним стажем. Можете представить сколько учебников и всяких программ и экспериментов над нашими учениками я видела. По-моему, никогда в российских школах не было совершенных учебников. А что делается сейчас, так это уму непостижимо. По учебникам спотлайт учить и учиться совершенно невозможно. Нет ничего: ни упражнений на отработку лексики или грамматики, тексты никакие. Работать над диалогической речью не представляется возможным. Срочно нужно менять и программы и учебники. если мы хотим, чтобы наши дети говорили по-английски так же ,как в западных школах

    • Татьяна Н. says:

      Ирина Всеволодовна, совершенно с Вами согласна! Но как бороться с этой системой?? Кто-то же стоит за этими учебниками?

  8. Камила says:

    Здравствуйте, Татьяна!
    Случайно наткнулась на эту статью. Как грамотно вы описали недостатки «худших учебников», которые можно найти и во многих других современных пособиях. Всегда была консерватором в обучении и не считаю, что таких авторов как В.Скульте, Н.Бонк, Качалова, Эккерсли и их книги нужно обходить стороной.
    Я начинающий репетитор и преподавала раньше в учебном центре, теперь решила проводить индивидуальные занятия и уже долгое время не могу определиться с какими книгами стоит работать. Не могли бы Вы дать мне совет по подбору или даже лучше несколько рекомендаций?
    Возраст учащихся от 15 и выше. Подумываю о включении в программу «Английский для детей» В.Скульте, уж очень хороша вторая часть книги, сама по ней училась. Какая книга станет отличным продолжением для завершения уровня А2-В1?
    Заранее спасибо за ответ!

    • Татьяна Н. says:

      Камилла, рада, что Вы разделяете мое мнение! Для детей 15 лет я бы посоветовала учебники иностранных издательств типа «Opportunities» (они включают в себя отработку всех видов речевой деятельности) и как дополнение, сайт EnglishInn (так как на нем вы найдете списки слов по темам и упражнения по всем разделам грамматики, взятые из разных учебников). Собственно говоря, идея создания сайта и пришла в голову, так как идеального учебника я, к сожалению, не нашла. По поводу 2-й части Скульте, ничего не могу сказать, так как по нему не работала. Так же можно заниматься по учебникам, которые я упомянула в начале статьи.

  9. Елена П. says:

    Рабами или свободными детей выращивают в их собственных семьях. Не в детских садах или школах, совсем. А чтобы сломать и переделать образовательную систему, в этом должны быть заинтересованы родители школьников. В первую очередь. Пока родитель молчит, всё принимает и получается доволен, система не изменится. Родитель, это клиент для школы и его дети — потребители предоставляемых услуг. А учителей просто уволят, если они будут высказываться против системы. Очередь, чтобы работать в школе учителем, не стоит. Учителей гораздо меньше, чем родителей. Возмущение учителей — капля в море. Родители должны создавать независимые сообщества и противостоять образовательной системе, в интересах своих детей!

  10. Ольга says:

    Forward намного хуже на мой вкус.

  11. Василий says:

    Ребенок учится по серии starlight в 6 классе. Просто безобразный учебник. Перегруженный взрослой лексикой, несуразный, с обилием дурацких цветных картинок, тяжелый для таскания, мало упражнений. Такое ощущение, что авторы вообще не думали головой, когда его готовили. В моем понимании, по этой серии можно годами «жевать» английский и вырасти, так его и не освоив.
    Так хочется, чтобы в «образине» кто-то уже навел порядок. Жалко детей.

    • Татьяна Н. says:

      Вы совершенно правы, Василий! Я тоже очень сочувствую детям, которые учатся по Starlight. И учителям, которые вынуждены понему преподавать! Давно такие мнения о нем, но он продолжает вытеснять другие учебники. Систему сломать сложно! Этот сайт и создан, чтобы помочь детям выучить английский язык, а родителям помочь им в этом.

  12. Ирина Владимировна says:

    Очень хороший проведен анализ учебников для школьников. Я полностью согласна с мнениями в комментариях. Я хотела бы только добавить, что в современной среде знание английского разговорного языка, а так же делового английского становится иногда препятствием для разных видов деятельности. Я еще в давние времена, в своей работе в школе в 90-х и 2000-х старалась на уроках вводить лексику, которая не была в школьных учебниках. С первых шагов в пятых классах мы начинали изучать синонимы и антонимы. Сразу же с сентября и октября начинали с детьми играть в театр и ставили пьесы. Это приучало детей к разговорному языку без усилий и с интересном. Вы помните, что сказка «Золушка» была в учебниках. Учитель всегда может варьировать и дополнять знания учеников и, работая с одним (любым) учебником, можно создать бесценное поле деятельности. И Скулите, и Верещагина с Афанасьевым и другие прекрасные учебники могут расширить диапазон развития языковых навыков как дополнительный материал для учителя. А то, что в учебниках есть много взрослой лексики, то это даже и хорошо! Это основы делового языка, можно играть в офис, в прием на работу, в обучении в университете. Игры упрощают понимание и дети быстро включаются в игру.

  13. Марина says:

    Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Очень рада, что наткнулась на ваш сайт. Не могли бы вы сказать, насколько хорошими считаете учебники Rainbow English (О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова) и Happy English (K. Kaufman, M. Kaufman)?

    • Татьяна Н. says:

      Здравствуйте, Марина! К сожалению, мне не приходилось использовать на практике эти учебники, хотя, конечно, слышала о них.

      • Марина says:

        Поняла. А учебники «Way Ahead» Macmillan?

        • Татьяна Н. says:

          Скажите, пожалуйста, вас интересует линейка для младших или средних классов? Если для младших, то честно говоря, была шокирована подходом авторов к обучению чтению! Про остальные ничего не могу сказать.

          • Марина says:

            И для младших, и для средних… Шокированы в плохом смысле?

          • Татьяна Н. says:

            Да. Я познакомилась с этим учебником, когда работала репетитором. Ребёнок пытался запомнить слова на слух, тексты в учебнике были сложные. Правил чтения не давалось, и вообще никакой методики в нем нет. Это мое мнение.

  14. Ирина says:

    Добрый день. Я работаю по учебникам Spotlight co 2 по 11 классы. 2-3 -4 классы мне нравятся, есть слова по разделам, диалоги, видео к каждому уроку, хотя лексики бывает мало и она не привязана к нашей действительности, грамматика не систематизирована. Грамматические упражнения есть в сборниках, очень удобно. Сборники 2,3,4 классы неплохие. правила там не объясняются, но упражнения для тренировки грамматических структур можно найти. Начиная с 5 класса начинается просто издевательство над учениками. Такое ощущение, что работаешь с осколками других учебников. Перескакиваем с темы на тему, по грамматике все отрывочно, материал не систематизирован по объему, тексты сложные, скучные, лексику текстов сложно использовать в повседневной речи, диалоги тоже сложные для заучивания , они не привязаны к школьной жизни.Выход- использовать огромное количество дополнительного раздаточного материала. На каждую тему составляю карточки. Накопилось уже много карточек по всем классам. К экзаменам по этому учебнику готовиться нецелесообразно. Удобно, что есть тесты, грамматический тренажер, рабочая тетрадь и сборник для подготовки к ГИА. Мне кажется, материал размазан по учебнику, мало тем для дискуссий, мало упражнений на отработку лексики и развитие устной речи

  15. Keeper says:

    Удивительно, но почему-то почти нигде не упоминаются учебники Кауфман! Из всего перечисленного я предпочел именно их.

    • Татьяна Н. says:

      Действительно. А что про них скажете?

  16. Анастасия says:

    Здравствуйте. Я еще студент, не занималась по данному учебнику и не работала, пишу обзор для курсовой о Спотлайте 7 класс и читаю мнения, эта статья очень помогла, спасибо, будет полезно для выбора будущего учебника. Но вводит в заблуждение то, что в рецензиях к учебнику Спотлайт написано что в основе коммуникативный подход. А сейчас я читаю комментарии выше и вижу, что «нет ни упражнений на отработку лексики или грамматики, работать над диалогической речью не представляется возможным, мало упражнений для отработки устной речи». Это получается, что от коммуникативного подхода там мало что есть? Заранее спасибо за ответ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *