Лучшие и худшие учебники по английскому языку

Лучшие учебники по английскому языку В этой статье мы рассмотрим лучшие и худшие учебники по английскому языку. Обзор учебников по английскому для детей вы найдете в конце статьи, а мы начнем разговор про учебники по английскому языку, по которым сейчас занимаются дети в российских школах. Сначала хотелось бы отметить просто хорошие учебники, по которым вполне можно учиться. Это, конечно, не все учебники, а только те, с которыми мне пришлось познакомиться по ходу работы в «системе образования».

Учебники по английскому языку (обзор)

Теперь переходим к главному, а именно, какие же школьные учебники по английскому языку являются лучшими и худшими на настоящий момент. Это вопрос и ответьте на него, пожалуйста, пока не стали читать дальше. А вдруг наше мнение совпадет?

1. Лучшие школьные учебники по английскому языку

Итак, я совершенно убеждена, что лучшим учебником по английскому языку для преподавания в школе является УМК для спецшкол авторов

  • И.Н. Верещагина, Т.А. Притыкина — English 2,3,
  • И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева — English 4,5
  • О.В. Афанасьева, И.В. Михеева — English 6,7,8,9,10,11
Эти учебники отличает любовь к детям, вдумчивые тексты, методическая подача нового материала, как лексического, так и грамматического, огромное количество интереснейших текстов по страноведению, песни, вдохновляющие к изучению английского языка, и отличная подборка разговорных выражений.

Эти учебники совершенно не устарели и прекрасно готовят к ЕГЭ. Дети, которые занимаются по этим учебникам в школах, не только отлично знают английский язык, но и сдают ЕГЭ на 100 баллов. Просто суперучебники! Огромное спасибо авторам за то, что имела удовольствие работать по таким учебникам.

* * *

2. Худшие школьные учебники по английскому языку

На мой взгляд, «Английский в фокусе» («Spotlight«) для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы Ваулина Ю.Е., О. Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс) — худшие учебники английского языка. И самое печальное то, что в настоящее время они являются основными учебниками в большинстве российских школ. Так, например, в довольно-таки «продвинутой с точки зрения английского языка» школе №2009 (Южное Бутово)  учителя преподают по этим учебникам во всех классах. Так как я на данный момент уже не являюсь частью системы под названием «школа», то недоумеваю, зачем??? Видимо, рекомендованы министерством образования. Куда же оно, это образование, катится?

Совет родителям: если ваш ребенок занимается в школе по учебникам Spotlight и вы хотите, чтобы он знал английский язык, поскорее нанимайте репетитора.

Из видимых, на первый взгляд, недостатков УМК «Spotlight» можно отметить сложные и неинтересные тексты, обилие редко встречающихся слов, рекомендуемых для изучения, отсутствие подобранного и систематизированного лексического материала, отсутствие продуманных грамматических упражнений, и др. Такое впечатление, что все упражнения сделаны для галочки — налицо полное отсутствие «методики». Кстати, последней каплей, которая и побудила меня написать эту статью, было то, что я увидела в учебнике для седьмого класса (Spotlight 7) лексику учебника 10 класса для спецщкол. А ведь учителя заставляют детей учить  такие слова, при этом как устно, так и письменно. Прихожу в ужас от такой бездумной и напрасной траты «детского» времени и сил.

* * *

А вот небольшой список учебников от российских издательств, по которым вполне можно учиться:

  1. «Английский с удовольствием / Enjoy English». Авторы Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н.  (в новой редакции)
  2. «New Millennium English”. Автор Деревянко Н.Н и др.
  3. «УМК English 2-11». Автор Кузовлев В.П., Лапа Н. М., Перегудова Э. Ш.

На этом все про школьные учебники. Надеюсь услышать мнение других преподавателей в комментариях. Далее немного про учебники английского языка для детей и родителей.


3. Учебники по английскому языку для детей

Из опыта преподавания могу сказать, что отличным учебником по английскому языку для детей с 3-x лет является учебник английского языка автора Валентины Скульте «Английский для детей». Данный учебник можно рекомендовать для изучения английского для детей с нуля под руководством родителя. Продуманная система подачи материала, картинки, интересные тексты не позволят ребенку заскучать. Постепенно автор выводит ребенка на чтение рассказов на английском языке. К учебнику прилагаются книга упражнений и пособие для родителей с разбором заданий, а также диск с аудиозаписями.

Дополнительно к этому учебнику основные правила английской грамматики в доступном для детей варианте вы найдете в моем пособии «Английская грамматика: просто о сложном» 

Автор проекта EnglishInn, Татьяна Набеева.

32 thoughts on “Лучшие и худшие учебники по английскому языку
  1. Татьяна says:

    Какое бы мнение об учебнике издательства «Просвещение» у вас или кого-то другого не было, все равно этот учебник будет самым «продаваемым» на территории России. Именно учебник Spotlight является самым массовым в России. Мы все понимаем — почему. Не лучше ли, если вы так не равнодушны, вместо того, чтобы писать свое мнение на своем же сайте, организовать какое-то сообщество недовольных учебниками Spotlight неравнодушных учителей? Есть у нас в России сообщество какое-то учителей? Или все учителя являются в своей работе самыми зависимыми от всякого «начальства», несамостоятельными, зажатыми рамками разных умк, фгосов,инструкций, инструкций, проверок и т.п. Спрашивается, если вы так запуганы, то вы таких же «рабов» и будете выращивать. И что же нас ждет впереди?

    • Татьяна Н. says:

      Да, абсолютно верно, учителя зависимы, несамостоятельны и т.п. Однако, это СИСТЕМА, а с ней бороться бесполезно. Я уже не преподаватель школы и, честно скажу, рада этому!

    • Елена П. says:

      Рабами или свободными детей выращивают в их собственных семьях. Не в детских садах или школах, совсем. А чтобы сломать и переделать образовательную систему, в этом должны быть заинтересованы родители школьников. В первую очередь. Пока родитель молчит, всё принимает и получается доволен, система не изменится. Родитель, это клиент для школы и его дети — потребители предоставляемых услуг. А учителей просто уволят, если они будут высказываться против системы. Очередь, чтобы работать в школе учителем, не стоит. Учителей гораздо меньше, чем родителей. Возмущение учителей — капля в море. Родители должны создавать независимые сообщества и противостоять образовательной системе, в интересах своих детей!

      • Татьяна Н. says:

        Здравствуйте, Елена!
        Вы преподаватель или родитель? Дело в том, что СИСТЕМЫ сейчас везде. Они неэффективны, занимаются не делом, а бюрократией (если правильно подобрала слово). В конкретном случае система образования НЕ занимается обучением детей. Вы правы, чтобы противостоять системе надо создавать сообщества. Может, они уже и есть, но это длительный процесс… Свои дети вырастут… А может просто выйти из системы, заниматься с репетиторами, самостоятельно по книгам… Если все будут выходить, а не бороться, СИСТЕМА сама отомрет…

    • Светлана says:

      Вы абсолютно правы. Учителя самые бесправные в нашей стране. Говорю так, потому что я учитель. Систему сломать невозможно, увы.

  2. Владимир says:

    Да, к сожалению в некотором роде Вы правы по поводу учебников Spotlight. Это безумное творение наших методистов, которые просто распотрошили два лучших умк «Set Sail» (Spotlight для начальной школы) и «Аccess» (Spotlight для среднего звена). Они скопировали оттуда упражнения не обращая внимания на уровень языка. Например из «Access 3» (уровень B1 — некоторые задания были размещены в учебниках для 6 класса). Я не могу понять, зачем нужно было делать копию уже существующих учебников, написанных прекрасными методистами? Кстати к учебникам «Аccess» есть workbook, grammar book, test booklet и даже «teacher’s resource pack». Созданы диски как для работы в классе, так и для работы дома. Имеется приложение для интерактивной доски. Все логично, хорошо отрабатывается и усваивается. Посмотрите эти учебники. И сравните, тот продукт, который выпустили под названием «Spotlight». Сама Jenny Dooley, называя свои учебники, ни разу не назвала «Spotlight» своим. Очень жаль, что в нашем издательстве так «поглумились» над хорошим УМК

    • Татьяна Н. says:

      Владимир, спасибо за Ваше мнение! Мне не приходилось работать по УМК «Set Sail» и «Access», но названия многообещающие. А то, что странные вещи происходят с нашими издательствами, как и с нашим образованием, неудивительно… Остается только сожалеть… и жалеть … учителей и детей, которые оказались в эпицентре глобального эксперимента.

  3. Людмила says:

    Уважаемая коллега! Полностью с Вами согласна по вопросу ЛУЧШИХ учебников Верещагина , Афанасьева и др. Очень жаль, что не ведётся преподавание по этим УМК! Я из Украины, много лет проработала по этим учебным пособиям в школах с углублённым изучением английского языка. И хочу выразить огоромную благодарность Авторам этих УМК! Хотя были периоды, когда нам запрещали уже тогда, много лет назад, использовать их в учебном процессе. Мы их использовали «нелегально»! Что уж говорить о сегодняшнем дне, на данном этапе, в условиях тотального «искоренения» всего российского! Очень печально!!

    • Татьяна Н. says:

      Спасибо за Ваше мнение, Людмила! Хотя я и ваша бывшая коллега, но глубоко сожалею о сложившейся ситуации в системе образования наших стран.

  4. Ксения says:

    Совершенно согласна с лучшими и худшими учебниками. Мне удалось опробовать их на себе как в качестве ученика, так и в качестве преподавателя.

    Spotlight — совершенно непонятная логика подбора заданий и лексики. В контрольных работах дают то, чего нет в учебнике. Порой такие словосочетания встречаются, что диву даешься. Сам учебник не утруждает себя разъяснением правил. Откуда дети должны это знать — непонятно.

    Еще одна особенность — отвратительный словарь, который идет по разделам. Как угадать, где и когда было пройдено слово? И это при том, что лексический материал не делится на четкие темы и дается совершенно хаотично.

    В итоге даже добросовестные ученики не способны хорошо выполнить контрольные работы. Готовятся к одному, а там совершенно другое. Каша в головах усугубляется обилием тем — в учебнике все и сразу. При этом качественно и основательно — ничего.

    • Татьяна Н. says:

      Ксения, спасибо за столь детальный отзыв! Почему до сих пор учителя не могут выбирать учебники, по которым можно «учить нормально»?!! Такое недоверие к учителю и «тотальный контроль» его со всех сторон усугубляет и без того сложную ситуацию в образовании. Не знаю, как по другим предметам, но с английским языком вот уже 10 лет творится что-то ужасное! Без репетитора никак не обойтись…

  5. Наталья Ивановна says:

    Полностью согласна с мнением об учебнике Spotlight. Очень сумбурный учебник. Ни грамматики, ни лексики. Одни слова, которые ученики, выучив их не умеют применять.

  6. Ученик says:

    Добрый день.

    Мне нужно в кратчайшие сроки повторить основы Английского языка. Поэтому я приобрел упомянутые вами учебники Биболетовой М. З. «Enjoy English» (с 7 по 11 класс), открыл и к своему ужасу увидел, что в них только текст (например, диалоги, исторические справки и так далее), а грамматики совсем нет!

    Я не учитель, поэтому не имею ни малейшего представления, как учат детей в современной Российской школе (когда я учился в 1990-х, то у нас учителей по многим предметам не хватало, чтобы хоть как-то исправить ситуацию директор нанимала за счет родителей каких-то репетиторов по одной — на целый класс). В связи с этим не могли бы рассказать по какому принципу сегодня строится учебный процесс: если в учебниках только тексты, тогда откуда ученики получают теоретические знания (грамматику)?

    Просмотрел множество пособий к УМК этого автора и единственное, что нашел — это «Грамматика английского языка. Книга для родителей: 7 класс. К учебнику Биболетовой М. З.». Только в ней изложено немного правил, больше нет нигде!

    Если же в учебниках по Английскому языку грамматики быть не должно, то посоветуйте, пожалуйста, хорошие книги именно по грамматике (теоретической части) чтобы опять не пришлось выбрасывать кучу денег на воздух.

    Спасибо.

    • Татьяна Н. says:

      Здравствуйте!
      А зачем вы приобретали эти учебники?? Они для учашихся школ, и упомянуты мною в контексте «хорошие учебники», а не лучшие. Однако все учебники, о которых я писала в этой статье для школьников. И к сожалению, во всех школьных учебниках, нет грамматики, потому что ее «объясняет» учитель. И именно поэтому я создавала этот сайт, чтобы эти самые ПРАВИЛА вы могли найти ЗДЕСЬ, а также упражнения, чтобы закрепить эти правила на практике. Просто занимайтесь на сайте и при этом бесплатно! Ответы можете прислать на проверку. Стоимость проверки оговаривается отдельно! Также можете приобрести мою книгу «Английская грамматика: просто о сложном», к которой как раз изложены именно ОСНОВЫ английской грамматики. Вот ссылка, чтобы ознакомиться и приобрести http://englishinn.ru/grammatika-angliyskogo-yazyika-dlya-detey-i-roditeley.html

  7. Березина Ирина Всеволодовна says:

    Я- учитель английского с 45 летним стажем. Можете представить сколько учебников и всяких программ и экспериментов над нашими учениками я видела. По-моему, никогда в российских школах не было совершенных учебников. А что делается сейчас, так это уму непостижимо. По учебникам спотлайт учить и учиться совершенно невозможно. Нет ничего: ни упражнений на отработку лексики или грамматики, тексты никакие. Работать над диалогической речью не представляется возможным. Срочно нужно менять и программы и учебники. если мы хотим, чтобы наши дети говорили по-английски так же ,как в западных школах

    • Татьяна Н. says:

      Ирина Всеволодовна, совершенно с Вами согласна! Но как бороться с этой системой?? Кто-то же стоит за этими учебниками?

  8. Камила says:

    Здравствуйте, Татьяна!
    Случайно наткнулась на эту статью. Как грамотно вы описали недостатки «худших учебников», которые можно найти и во многих других современных пособиях. Всегда была консерватором в обучении и не считаю, что таких авторов как В.Скульте, Н.Бонк, Качалова, Эккерсли и их книги нужно обходить стороной.
    Я начинающий репетитор и преподавала раньше в учебном центре, теперь решила проводить индивидуальные занятия и уже долгое время не могу определиться с какими книгами стоит работать. Не могли бы Вы дать мне совет по подбору или даже лучше несколько рекомендаций?
    Возраст учащихся от 15 и выше. Подумываю о включении в программу «Английский для детей» В.Скульте, уж очень хороша вторая часть книги, сама по ней училась. Какая книга станет отличным продолжением для завершения уровня А2-В1?
    Заранее спасибо за ответ!

    • Татьяна Н. says:

      Камилла, рада, что Вы разделяете мое мнение! Для детей 15 лет я бы посоветовала учебники иностранных издательств типа «Opportunities» (они включают в себя отработку всех видов речевой деятельности) и как дополнение, сайт EnglishInn (так как на нем вы найдете списки слов по темам и упражнения по всем разделам грамматики, взятые из разных учебников). Собственно говоря, идея создания сайта и пришла в голову, так как идеального учебника я, к сожалению, не нашла. По поводу 2-й части Скульте, ничего не могу сказать, так как по нему не работала. Так же можно заниматься по учебникам, которые я упомянула в начале статьи.

  9. Елена П. says:

    Рабами или свободными детей выращивают в их собственных семьях. Не в детских садах или школах, совсем. А чтобы сломать и переделать образовательную систему, в этом должны быть заинтересованы родители школьников. В первую очередь. Пока родитель молчит, всё принимает и получается доволен, система не изменится. Родитель, это клиент для школы и его дети — потребители предоставляемых услуг. А учителей просто уволят, если они будут высказываться против системы. Очередь, чтобы работать в школе учителем, не стоит. Учителей гораздо меньше, чем родителей. Возмущение учителей — капля в море. Родители должны создавать независимые сообщества и противостоять образовательной системе, в интересах своих детей!

  10. Ольга says:

    Forward намного хуже на мой вкус.

  11. Василий says:

    Ребенок учится по серии starlight в 6 классе. Просто безобразный учебник. Перегруженный взрослой лексикой, несуразный, с обилием дурацких цветных картинок, тяжелый для таскания, мало упражнений. Такое ощущение, что авторы вообще не думали головой, когда его готовили. В моем понимании, по этой серии можно годами «жевать» английский и вырасти, так его и не освоив.
    Так хочется, чтобы в «образине» кто-то уже навел порядок. Жалко детей.

    • Татьяна Н. says:

      Вы совершенно правы, Василий! Я тоже очень сочувствую детям, которые учатся по Starlight. И учителям, которые вынуждены понему преподавать! Давно такие мнения о нем, но он продолжает вытеснять другие учебники. Систему сломать сложно! Этот сайт и создан, чтобы помочь детям выучить английский язык, а родителям помочь им в этом.

  12. Ирина Владимировна says:

    Очень хороший проведен анализ учебников для школьников. Я полностью согласна с мнениями в комментариях. Я хотела бы только добавить, что в современной среде знание английского разговорного языка, а так же делового английского становится иногда препятствием для разных видов деятельности. Я еще в давние времена, в своей работе в школе в 90-х и 2000-х старалась на уроках вводить лексику, которая не была в школьных учебниках. С первых шагов в пятых классах мы начинали изучать синонимы и антонимы. Сразу же с сентября и октября начинали с детьми играть в театр и ставили пьесы. Это приучало детей к разговорному языку без усилий и с интересном. Вы помните, что сказка «Золушка» была в учебниках. Учитель всегда может варьировать и дополнять знания учеников и, работая с одним (любым) учебником, можно создать бесценное поле деятельности. И Скулите, и Верещагина с Афанасьевым и другие прекрасные учебники могут расширить диапазон развития языковых навыков как дополнительный материал для учителя. А то, что в учебниках есть много взрослой лексики, то это даже и хорошо! Это основы делового языка, можно играть в офис, в прием на работу, в обучении в университете. Игры упрощают понимание и дети быстро включаются в игру.

  13. Марина says:

    Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Очень рада, что наткнулась на ваш сайт. Не могли бы вы сказать, насколько хорошими считаете учебники Rainbow English (О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова) и Happy English (K. Kaufman, M. Kaufman)?

    • Татьяна Н. says:

      Здравствуйте, Марина! К сожалению, мне не приходилось использовать на практике эти учебники, хотя, конечно, слышала о них.

      • Марина says:

        Поняла. А учебники «Way Ahead» Macmillan?

        • Татьяна Н. says:

          Скажите, пожалуйста, вас интересует линейка для младших или средних классов? Если для младших, то честно говоря, была шокирована подходом авторов к обучению чтению! Про остальные ничего не могу сказать.

          • Марина says:

            И для младших, и для средних… Шокированы в плохом смысле?

          • Татьяна Н. says:

            Да. Я познакомилась с этим учебником, когда работала репетитором. Ребёнок пытался запомнить слова на слух, тексты в учебнике были сложные. Правил чтения не давалось, и вообще никакой методики в нем нет. Это мое мнение.

  14. Ирина says:

    Добрый день. Я работаю по учебникам Spotlight co 2 по 11 классы. 2-3 -4 классы мне нравятся, есть слова по разделам, диалоги, видео к каждому уроку, хотя лексики бывает мало и она не привязана к нашей действительности, грамматика не систематизирована. Грамматические упражнения есть в сборниках, очень удобно. Сборники 2,3,4 классы неплохие. правила там не объясняются, но упражнения для тренировки грамматических структур можно найти. Начиная с 5 класса начинается просто издевательство над учениками. Такое ощущение, что работаешь с осколками других учебников. Перескакиваем с темы на тему, по грамматике все отрывочно, материал не систематизирован по объему, тексты сложные, скучные, лексику текстов сложно использовать в повседневной речи, диалоги тоже сложные для заучивания , они не привязаны к школьной жизни.Выход- использовать огромное количество дополнительного раздаточного материала. На каждую тему составляю карточки. Накопилось уже много карточек по всем классам. К экзаменам по этому учебнику готовиться нецелесообразно. Удобно, что есть тесты, грамматический тренажер, рабочая тетрадь и сборник для подготовки к ГИА. Мне кажется, материал размазан по учебнику, мало тем для дискуссий, мало упражнений на отработку лексики и развитие устной речи

  15. Keeper says:

    Удивительно, но почему-то почти нигде не упоминаются учебники Кауфман! Из всего перечисленного я предпочел именно их.

    • Татьяна Н. says:

      Действительно. А что про них скажете?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *